Кубок Дэвиса. С ракеткой и половником. Российская сборная в Казани вырвала у бразильцев победу

19 сентября 2011
Новости тенниса

Ух, можно перевести дух! Мы отстояли право выступать в элите  командного тенниса. В поединке плей-офф Россия выиграла у Бразилии, и в следующем году мы будем в числе 16-ти стран, принимающих участие в соревновательном цикле мировой группы Кубка Дэвиса. Заранее скажем: 21 сентября состоится жеребьевка игр сезона-2012, и тогда будет ясно, с кем нам предстоит встретиться в начале предстоящего года.

В воскресенье авторы этих строк ехали из центра города в новый Дворец спорта – Казанскую академию тенниса – вместе с тренером Кареном Кротовым. Он, до недавнего времени наставник Веры Звонаревой, специально прибыл в Казань на кубковую встречу. Но, кстати, и с Верой Кротов продолжает контактировать: она как раз тоже прилетала в столицу Татарстана, чтобы вместе с Еленой Дементьевой провести благотворительный показательный матч, все средства от которого пошли на помощь больным детям. Надо сказать, «шоу-дуэт в академии» выдался на славу: зрителей было очень много, и девушки — одна действующая теннисистка, ныне четвертая ракетка мира, и другая, олимпийская чемпионка, завершившая карьеру, — продемонстрировали великолепную игру, сражались друг против друга всерьез, в полную силу. Только, может быть, проигрывая очко, не расстраивались, а улыбались. 

Обсудили мы с Кареном и кубковый парный поединок наших ребят, прошедший накануне. Наши Игорь Куницын и Дмитрий Турсунов, напомним, уступили теннисистам Бразилии – Марсело Мелло и Бруно Соарешу со счетом 4/6, 5/7, 2/6. «Все могло бы быть по-другому, если бы Игорь и Дима взяли несколько важных мячей в первом и в концовке второго сета, — сказал Кротов. — И счет по партиям был бы 2:0 в нашу пользу. К тому же была одна, по крайней мере, судейская ошибка при равновесии в стартовой партии — 4/4. Бразильцы послали мяч в аут, а рефери сказал: «Мяч верный». Что толку протестовать, тем более, раз мы играем на родине!? А «ястребиный глаз», чтобы заказать повтор спорного момента, на стадионе не установлен».

Итак, в третий игровой день сначала был матч первых ракеток сборных – Михаила Южного и Томаса Беллуччи. Что говорить: Беллуччи – опаснейший соперник, на подъеме, представитель «новой волны», победить его сейчас чрезвычайно сложно! Из наших теннисистов только Южному, пожалуй, по силам было одолеть бразильца.
Мы собирали прогнозы, спрашивали у Александра Метревели, у его тезки – Нейланда, у Шамиля Тарпищева, разумеется, а также у многих других специалистов: сможет ли Михаил обыграть Томаса? Все были единодушны, все надеялись, говорили: «Должен!».

Однако матч проходил с переменным успехом. Вообще, давно не видели такой убедительной, даже отчаянной борьбы, какую демонстрировал Миша. А уж мужества ему не занимать! Он старался изо всех сил, доставал сумасшедшие мячи, причем отвечал на них очень и очень остро.

А что делали другие наши игроки, которые сидели, как говорится, на скамейке запасных? Дмитрий Турсунов вместе с Шалвой Джанашией, теннисистом молодежной сборной России, которого взяли для функций спарринг-партнера (он – левша, а первый и второй номера бразильской сборной – леворукие теннисисты – прим. авторов), раздобыли половник и кастрюлю, и били, используя эти кухонные принадлежности, как в барабан. А потом еще и колотили по деревянному бортику корта, заводили публику. И, как выяснилось, способствовали, чтобы Михаил Южный все время находился в боевом теннису – Мише необходимы шумные эффекты, ажиотаж, громкая поддержка.

Игра тем временем шла сумасшедшая. Коротко говоря, противоборство двух теннисистов длилось без нескольких секунд пять часов. В пятом решающем сете счет в пользу Миши был 14/12. А итоговые цифры на табло выглядели так: 2/6, 6/3, 5/7, 6/4, 14/12. Таким образом, общий счет стал 2:2, ведь накануне мы проиграли пару.

Слава Богу, что Миша снова в сборной. Вернулся ли он в команду или вовсе не уходил из нее – теперь не время рассуждать. Главное, он победил, вытащил матч на зубах, на собственной воле, на поддержке членов команды, многочисленных зрителей. Михаил не ослаблял накала – даже в трудных ситуациях бил частенько наотмашь и, на радость болельщикам, точно.

Мы раньше не видели, чтобы так горячо подбадривали своего друга по команде ребята из сборной. Марат Сафин, помогающий Шамилю Тарпищеву в подготовке команды, кричал: «Давай, Мишаня!».  В другие моменты, когда не было перехода между геймами, говорил: «Возьми полотенце, не спеши, чуточку потяни время!».
Интересно: когда мы сидели среди зрителей, кто-то из болельщиков, увидев, как Шалва дирижирует толпой, вдруг сказал: «Знаю этого парня, по-моему, он из «Гонок на выживание». Нет, повторим: он просто молодой теннисист, член молодежной сборной России, спарринг-партнер наших ребят. Но гонку на выживание, тем временем, выиграл Михаил Южный.

Естественно, после того как Миша сравнял счет в матче, в фойе Казанской академии тенниса мы взяли экспресс-интервью у легендарного Александра Метревели, который вместе с другой знаменитостью – Анной Дмитриевой  комментировал встречу. Поздравили его с «промежуточной победой», но максималист Алик был категоричен: «Надо было Михаилу выигрывать при счете 5/4 в заключительно сете, когда он подавал». Кто теперь выйдет на решающей матч? Игорь Андреев? Игорь Куницын? Или, может быть, Дмитрий Турсунов? «Все равно – все плохо играют», – ответил, как всегда, критичный Метревели. Но тут же, правда, добавил: «Однако любой из наших должен победить второго номера бразильцев».

Когда Метревели так говорил про Мишу Южного, вспомнился эпизод из книги Андре Агасси «Откровенно». Там Агасси рассказывает: когда он выиграл первый в своей жизни крупный турнир, он позвонил отцу, дабы услышать похвалу в собственный адрес. Но в трубке папаша вместо поздравления после небольшой паузы пробурчал: «Надо было выигрывать в трех сетах». Так и наш Метревели – строг, но справедлив.

Первым на пресс-конференцию после матча пригласили, как водится, побежденного – Томаса Белуччи. Тот был расстроен. Говорил, что не использовал возможности, что дала себя знать усталость. Вместе с тем он сказал, что болельщики относились к нему уважительно, а вот рефери – не совсем. Впрочем, он не сетовал на судейство. «Я весь день думал, как победить, но не вышло», – сказал он. И даже не стал говорить о своем любимом увлечении – футболе: «Не время сейчас».

Ну, а Михаил Южный явился к журналистам под шквал аплодисментов.

– Вы устали, как себя чувствуете? – спросил один из бразильских журналистов.
– Устал, но чувствую себя лучше, чем Томас, – ответил Михаил.

- Миша, это был невероятный матч! Откуда вы черпали силы?
- Была очень хорошая атмосфера, зал постоянно гнал меня вперед, оттуда я и брал силы.

- Вы поистине герой России, на заре карьеры начали с того, что выиграли матч в Париже против Поля-Анри Матье, и сейчас, когда вы уже зрелый теннисист, вытащили сложнейший, тоже командный, поединок против Белуччи. Какие испытываете ощущения?
– Конечно, ощущения от выигрыша матча за сборную и от матча в индивидуальном турнире сравнивать нельзя. Сегодня мы сражались за то, чтобы остаться в мировой группе. Это, как и любой другой матч за сборную, – колоссальное напряжение, эмоции, которые отнимают много сил.

– Вы сказали, что вам понравилась атмосфера в зале. Можете выделить что-то особенное? Скажем, то, как поддерживали вас товарищи по команде?
– Я понимаю, к чему вы клоните. Это 2007 год, когда и появилась традиция использовать кастрюлю. В этот раз надо благодарить молодого теннисиста Шалву  Джанашия. Он, хоть и не игрок сборной, завел всех и сделал эту атмосферу в зале, когда я играл, он пошел и со всеми договорился, как болеть, заводил зрителей в течение всего матча. Спасибо ему. Здорово, что в команде появился человек, который, так сказать, умеет работать с публикой.

– При счете вроде бы 8/8 в решающем вы играли на пределе, и в эти моменты хотелось вас предостеречь: «Миша, только не беги за безнадежными мячами, побереги себя!» Успокойте нас, все ли в порядке с правой ногой?
– Все нормально. Были судороги, но это обычное дело после пяти часов игры. У Белуччи было то же самое.

– Что стало решающим моментом в матче? Опыт?
– Когда у соперника двойной матчбол, глупо говорить об опыте! Может, мне чуть больше повезло, чем ему.

– Какие дальнейшие планы? Изменила ли кубковая игра ваш индивидуальный график?
– Я должен был сыграть турниры в Малайзии, а потом в Китае – в  Шанхае. Учитывая матч Кубка Дэвиса, я снялся с первого соревнования, и, если все будет в порядке, поеду в Шанхай, потом в Пекин.

– Вы недавно сказали, что если думать только о своих недостатках, то можно сойти с ума. Корили ли вы себя, что при счете 5/4 в решающей партии не выиграли?
– Нет, не успел, если честно. У меня еще будет время, чтобы анализировать, это рабочая ситуация.

Пока Миша отвечал на вопросы, на корте уже сражался Дмитрий Турсунов против Марсело Мельо. Митя завершил дело Южного – выиграл в решающей пятой встрече в четырех сетах – 6/1, 7/6, 2/6, 6/3. Все, кто остался на трибунах, радовались от души. А один из болельщиков недоумевал: а когда же, мол, «выкатят» Кубок Дэвиса, саму эту Серебряную салатницу. Приходилось объяснять несведущему зрителю: это пока лишь переходный матч, вся борьба за главный трофей у нашей команды, двукратной обладательницы Кубка Дэвиса, еще впереди. 

Вспомнилась тактическая задумка капитана, которой он  поделился с нами еще накануне матча. Единственное, Шамиль Тарпищев не сказал, кого он выпустит в пятой встрече, но можно было предположить, что Турсунова. То есть, Шамиль Анвярович размышлял следующим образом: Миша победит в воскресном матче, а потом выйдет Дмитрий Турсунов и завершит дело. Впрочем, не все так просто, были, как говорится, варианты.

После матча мы поговорили с Дмитрием Турсуновым, что называется, тет-а-тет.

– Митя, на вопрос о том, откуда у Миши были силы играть марафонский матч, он ответил, что его, мол, гнал зал. А вас кто гнал? Шамиль Анвярович? Шалва?
– Нет, я сам себя гнал. Я, честно, не такой игрок, как Миша. Ему нравится подобная поддержка, когда много криков, когда он орет на тренера, на нас иногда. Ему нравится, его это заводит, помогает. Я во время своего матча прикрикнул во время тай-брейка, меня потом колотило, трясло гейма три: не мог даже нормально ходить. То есть, это не мое.

- Вы много энергии тратили на сопереживание в матче Миши. Не физически, как   Шалва – тот чуть руку себе не отбил, стуча о бортик корта. А эмоционально.
– У меня рука тоже устала прилично. Там фон все-таки не картонный, а деревянный.

– Не просчитывали варианты, что вам, может, потом в зональных соревнованиях, скажем, с Сенегалом играть? Или уже не вам, а молодежи? И уже не с Тарпищевым?
– Честно  говоря, такого не было. Пусть многие и говорят, что мол, если бы вы проиграли и так далее и тому подобное. Ну, проиграли бы, не первый раз же проигрываем. Может быть, что-то новое принесли бы в нашу историю, что выбыли из мировой группы. Жизнь не заканчивается. «Спартак» проигрывает очень долго, и все равно люди приходят болеть за команду. То же самое с другими клубами. Многие делают очень большой акцент на результат, а не на игру. Если человек любит теннис, пусть приходит и смотрит теннис.

Конечно, хочется, чтобы те, кого ты поддерживаешь, выигрывали всегда. Но опять-таки, если бы Миша проиграл этот матч, это не свидетельствовало бы о том, что он никчемный или мы никчемная команда. У нас был хороший соперник. Да, может быть, имелись  ошибки, которые надо исправить, но это нескончаемый процесс. Мы постоянно чему-то учимся. Где-то выигрываем, где-то проигрываем. Ну, выбыли бы из мировой группы, играли бы в зональной. Никого бы не расстреляли, я надеюсь. Если некоторые болельщики будут относиться к команде, за которую они болеют, по принципу: выиграли – молодцы – болеем за них дальше, а проиграли – редиски. Тогда, может, это не те болельщики, которых хотелось бы видеть на трибунах.

Александр Ерастов, Анастасия Грищенко, специально для GoTennis.ru из Казани

Игроки в сюжете: Беллучи Томаз Куницын Игорь Мело Марсело Соареш Бруно Турсунов Дмитрий Южный Михаил
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке