Герои тенниса. Слепые амбиции

9 декабря 2014
Новости тенниса

Современное развитие спорта позволяет принимать участие в соревнованиях даже тем людям, которые ещё несколько десятилетий назад не могли даже увидеть цвет травы на корте. Американский теннисный обозреватель Томас Лин рассказывает о результатах своего исследования тенниса для людей с повреждениями зрения.

"Щелчки. Звук приближается, будто где-то в тёмной комнате одинокий ребёнок бежит мне навстречу с погремушкой. Я сильнее сжимаю ракетку и бью в то место, где, как мне кажется, смогу попасть по движущейся цели. Больше похоже на попытку словить бабочку сачком, чем на традиционный удар с форхэнда, при котором рука распрямляется и движение запястьем минимально. Оглушительный для меня щелчок. Я стою с завязанными глазами и улыбаюсь, гордясь тем, что просто попал по мячу, послав его в неизвестном направлении.

Мне хочется попробовать ещё раз, о чём я и прошу организаторов. Но в этом раз я прошу направить мяч не чётко в то место, где я стою. Мне хочется понять, удастся ли мне найти и ударить мягкий мячик, набитый небольшими подшипниками, предназначенными для того, чтобы моим ушам удалось обнаружить цель. Вновь щелчки. Делаю два неуверенных шара вправо. Щелчок, и я вновь пытаюсь словить свою бабочку. Но ракетка в моих руках не встречает сопротивления. Где же мяч? Я пробую снова, но каждый раз лишь рассекаю воздух. Таковы впечатления от моего первого урока слепого тенниса.

blind2

Этот урок состоятся достаточно давно, тогда моим инструктором была Седжал Валлабх из волонтёрской организации Помощники тенниса, которая была основана для того, чтобы студенты высшим школ по всей территории США помогали слепым ученикам заниматься их любимым спортом. "Нет ничего необычного в ощущениях потерянности во время первого занятия", - рассказывает наставница. Многие её подопечные поначалу чувствуют себя очень подавленными. Но как только им удаётся начать более-менее регулярно попадать по мячу, они обретают уверенность в себе, которая позволяет им делать это снова и снова. И в данный момент они понимают, что жизнь действительно прекрасна.

Одним из спортсменов, с которым я познакомился в школе Перкинса для учащихся с проблемами зрения в Уотертауне, был Дэн Гилбит. Дэн был приветливым подростком, который практически полностью лишился возможности видеть после операции по удалению опухоли мозга, сделанной в возрасте трёх лет.

"Я вижу лишь более тёмную тень на сером фоне. Таков твой образ для меня", - сказал Гилбит. "Она достаточно нечёткая". Дэн занимался многими видами спорта, но по его словам, никогда не задумывался о теннисе. "По очевидным причинам".

Однажды услышав, что в школе Перкинса открывается класс для желающих играть, он ухватился за эту возможность. "Для меня выбор был очевиден", - рассказывает Дэн. "Мне очень хочется, чтобы подобные государственные программы для слепых детей открывались по всей стране. Мне не нравятся традиционные виды спорта, предлагаемые нам. Слепой футбол или реслинг, например. Теннис - это другое дело".

Но общеизвестно, что для игры в теннис необходимо острое зрение и координация глаз и рук высокого уровня. Ведь не так просто ударить по небольшому жёлтому мячику с должной скоростью и точность. От слов тренера "следи взглядом за мячом" вас будет просто тошнить уже после недели занятий. Недаром, когда теннисист берёт очень сложный удар, многие удивляются, как он вообще уследил за ним. На высшем уровне игроки принимают важнейшие решения за доли секунды, основываясь лишь на направлении полёта мяча, на угле его вращения и на нескольких других факторах, которые оцениваются визуально.

Так как вообще возможно существование тенниса для слепых? Учёные обнаружили, что зрительная кора - часть человеческого мозга, которая отвечает за обработку информации, получаемой через глаза - может также участвовать в обработке аудиальных и тактильных ощущений. Доктор Роберт Готлин, работающий в Медицинском центре Нью-Йорка, объясняет, что слепые люди также строят определённую трёхмерную картину пространства, основываясь на других чувствах.

Сама игра также претерпела определённые изменения. В дополнение к специальному мягкому мячу, издающему звуки и неспособному нанести травму спортсмену, используются более маленькие корты и объёмной разметкой. Сетка ниже, чем в традиционной игре, ракетки короче, а количество касаний корта может быть увеличен до трёх. В зависимости от степени поражения зрения.

blind1

Истоки игры лежат в 1984 году в Японии. Слепой японский подросток по имени Мийоши Такеи разработал первый в истории звуковой теннисный мяч. В 1990 году Такеи уже организовывал национальные соревнования на своей родине. Многие люди говорили, что просмотр игры Мийоши - его ударов, которые оставляли следы на объёмных линиях корта - является для них трансцендентальным опытом. Такеи называли Роджером Федерером слепого тенниса, ему удалось выиграть шестнадцать из первых двадцати чемпионатов Японии. Мийоши погиб при крушении поезда в возрасте сорока двух лет.

Айако Матсуи, работающая тренером и начавшая сотрудничество со слепыми детьми после знакомства с Такеи и его женой, рассказывает, что мечтой Мийоши было улучшение современного общества, создание атмосфера понимания между полностью здоровыми спортсменами и слепыми, а также распространение его наработок по развитию спорта для людей с ограниченными физическими возможностями по всему миру.

Седжал Валлабх научилась некоторым приёмам у Матсуи, когда в 2010 году участовала в летних курсах, организованных благотворительной организацией HandsOn Tokyo. После возвращения в Бостон, Валлабх решила предолжить свои услуги школе Перкинса. "Мои родители вложили много денег в занятия спортом, когда мне было лет шесть. Поэтому очень хотелось каким-то образом вернуться в теннис", - рассказывает специалистка.

Несмотря на то, что национальные соревнования уже проводятся в таких странах, как Япония, Великобритания, Корея, Китай и Канада, теннис для слепых в США до сих пор воспринимается как нечто непонятное, скорее массовая странность, чем спорт. Не создана организация теннисистов, игра даже не признана спортом, помогающих людям в развитии навыков. Нет налаженной системы турниров. Когда Валлабх в прошлом году поступала в Йель, основанные ей курсы быстро закрылись из-за отсутствия чёткой структуры волонтёрства.

"Нет никакой организации. Можно с уверенностью сказать, что слепой теннис сейчас находится в стадии младенчества", - заявляет Синди Бензон, являющаяся представителем Ассоциации тенниса Соединённых Штатов. "Мы создали множество качественных презентаций, но пробиться с ними куда-то и начать материальное воплощение в жизнь - это самая трудная часть. В США поддерживают большинство видов спорта для людей с поражением зрения, но в развитие тенниса почему-то не верят", - жалуется Синди.

Десять лет назад, когда Бензон играла в команде колледжа в Далласе, её взять под опеку тренер-колясочник. По словам Сидни, она всю жизнь пытается отплатить ему за данную услугу, занимаясь продвижение тенниса для людей с ограниченными возможностями. Во время работы со слепыми она пробовали использовать мячи разных размеров и цветов, чтобы сделать их более заметными для игроков. А в один день она увидела в интернете видеозапись со специальными звуковыми мячами, разработанными в Японии. "Теннис стал очень гибким спортом. Почему бы не дать уверенным в себе слепым попробовать свои силы?" - спрашивает Бензон.

В феврале 2014 года основатель мексиканского фонда Looks of Hope Мария Фернандес пригласила на семинар представителей организаций по помощи незрячим из 12 стран. В числе участников Мирового конгресса тенниса для слепых были и Матсуи и Бензон. Делегаты пытались определить пути развития спорта в будущем. "Мы должны создать структуру турниров на местах, организовать национальные соревнования и после думать о мировых", - приводит слова участников переводчик мероприятия Клаудиа Седас.

Главной же целью Конгресса было начало работы по введению слепого тенниса в программу Параолимпийских игр. Это помогло бы стандартизации и разработке методических материалов по всему миру. В итоге, участники съезда обсудили и приняли правила Международной Ассоциации тенниса для незрячих.

Учитывая всё, этот вид спорта достаточно сложен для преподавания, изучения и организации, но все участники Конгресса уверены, что он стоит затраченных усилий. Валлабх намерена начать работу по создании учебной программы слепого тенниса в колледжах. "Прошедший год заставил меня понять, что я просто не могу бросить своё начинание, ведь всё ещё есть люди, которые нуждаются в моей деятельности", - призналась специалистка.

По словам Седам, изучение тенниса помогает детям с поражением зрения развивать навык ориентации в пространстве и повышать самооценку: "Они начинают переносить эмоции с корта в реальную жизнь, добиваясь большего в школе".

Лично я навсегда запомню ощущение беспомощности в тот момент, когда я не понимал, куда мне бросаться, чтобы попасть по мячу. И, конечно же, эмоции от удачной попытки навсегда останутся со мной. "Сначала дети плачут, но после с их лица не сходит улыбка. И эта улыбка стоит всего времени, потраченного мной", - поделилась эмоциями Матсуи".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке