Рудольф Загайнов: Спортсмен должен заполучить поддержку на небесах…

11 августа 2008
Статьи


В воскресенье, когда в Пекине стартовал олимпийский турнир по теннису, у меня в Ольгино вновь гостил знаменитый спортивный психолог Рудольф Загайнов, опекавший в свое время два десятка олимпийских чемпионов.

…В Пекине шел дождь. Мы обедали в саду, неспешно вели разговоры «за жизнь», и, в конце концов, я не удержался и задал Рудольфу Максимовичу несколько вопросов, как говорится, по поводу. Ответы показались любопытными, причем, надеюсь, не только мне. Впрочем, судите сами…

Слава ШОРИКОВ. После трагедии с Юлией Арустамовой некоторые Ваши «доброжелатели» поспешили «похоронить» Вас как специалиста. А что на самом деле?
Рудольф ЗАГАЙНОВ. Меня не предал ни один спортсмен, с которым я когда-либо сотрудничал. Более того, если бы не их поддержка, я мог и не выстоять. В самые трудные дни я получил порядка ста эсэмэсок от спортсменов и тренеров, с кем я был связан профессиональной дружбой многие годы. Никогда не забуду самую первую эсэмэску от олимпийской чемпионки Анечки Богалий: «Дорогой Рудольф Максимович, мы не верим, что о «они» Вас пишут… Держитесь!». Анечка живет в Новосибирске, и новости там приходят на три часа раньше. Самое интересное, что в последнее время ко мне стали обращаться спортсмены, с которыми раньше я даже знаком не был. Моя сегодняшняя работа со спортсменом – это постоянная связь по телефону. И, конечно же, проверка дневников. Дневники – обязательное условие моей работы с каждым спортсменом.

С.Ш. Чем Олимпийские игры отличаются от других крупных международных соревнований?
Р.З. С Олимпиадами не может сравниться ни одно крупное соревнование. Это особенно накаленная атмосфера. Особенная сверхответственность. Особенный страх поражения.  Как правило, нарушенный сон. Проблемы восстановления между боями, играми, забегами. Очень много отвлекающих факторов. Олимпийская деревня, как улей, взбудоражена все двадцать четыре часа в сутки. По вечерам победители без удержу празднуют победу, а побежденные, соответственно, «заливают» горечь поражения… С каждым днем жизнь Олимпийской деревни становится все более неуправляемой. Ко мне в гостиничный номер приходили спортсмены, чтобы спрятаться от этого ажиотажа. Одна из специфических проблем Олимпиад – это проблема проигравших. В один миг эти люди становятся никому не нужными. Они не оправдали надежд… Причем очень часто – не по своей вине. На Олимпиадах немало спортсменов, от которых ждали подвига, но которые к этому подвигу не были готовы.

С.Ш. В чем, на Ваш взгляд, суть проблемы фармакологии в современном спорте?
Р.З. Боязнь спортсмена оказаться в неравных условиях с соперником. Он и его тренер хорошо понимают – «что-то» надо «принимать». И «принимают»… Проблема заключается в том, чтобы это «что-то», в конце концов, не оказалось в списке «запрещенных» препаратов. Как известно, «ученую» мысль остановить невозможно.  Постоянно придумывается и создается нечто «новое», а дело специалистов допинг-контроля – как можно быстрее это «новое» поймать и запретить. Хорошо помню, как за несколько дней до Олимпиады к Алексею Ягудину среди ночи нагрянули «контролеры».  Спортсмена все это держит в постоянном напряжении. Он престает верить даже «своим»… Представьте раздевалку спортсменов в день главных стартов. Столы ломятся от напитков и фруктов, но никто ко всему этому даже не притрагивается. Идет настоящая война. Все – одновременно и друзья и враги. Большой спорт стал безумием.

С.Ш. Что Вы можете сказать о роли удачи (везения, фарта) на соревнованиях уровня Олимпийских Игр?
Р.З. Чтобы совершить главный подвиг в своей жизни, спортсмен, безусловно, должен заполучить поддержку на небесах. Без везения, без фарта – ничего хорошего не получится. Потому что «невезение» – это и «плохая» жеребьевка… И опоздание автобуса… И внезапное появление «лишних» людей, чаще всего, родственников… И «пропажа» кроссовки, как у Ирины Приваловой в Атланте… И очевидные судейские «ошибки»… И еще бог знает что… Настоящее везение – это лишь бы ничто не помешало.

С.Ш. Почему так много говорится о психологических проблемах, с которыми сталкиваются большие спортсмены, и почему так мало – о специалистах, которые реально помогают с этими проблемами справиться?
Р.З. Это происходит потому, что специалистов, которые способны эффективно решать существующие психологические проблемы, практически нет. Их же никто всерьез не готовит. Это тяжелейшая работа – находить общий язык с великим спортсменом и при этом сохранить чувство собственного достоинства. То, что мне удалось в профессиональной жизни – это исключение.

Беседовал Слава Шориков,
cпециально для GoTennis.ru
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке