Лучший! Талантливейший! И Первый!

21 июля 2008
Статьи


Предстоящий олимпийский теннисный турнир в Пекине – отличный повод вспомнить наши прошлые успехи…

1992-й. Олимпиада в Барселоне (Испания). Бронзовая медаль Андрея Черкасова в мужском одиночном разряде и бронзовая медаль Натальи Зверевой и Лейлы Месхи в женском парном разряде, выступавших под флагом СНГ.

2000-й. Олимпиада в Сиднее. Золотая медаль Евгения Кафельникова в мужском одиночном разряде. И серебряная медаль Елены Дементьевой в женском одиночном разряде.

Иных заметных достижений на Олимпийских играх новейшего времени, увы, мы не имеем.

Фото: Imago. Призеры Олимпиады-2000 в Сиднее: Елена Дементьева (”серебро”), Винус Уильямс (”золото”) и Моника Селеш (”бронза”)

Это я к тому, что лично мне перед турниром в Пекине ничего так не хочется, как, хотя бы несколькими штрихами, напомнить моим дорогим читателям, о некоторых, на мой взгляд, любопытных подробностях, связанных с выступлением в Сиднее-2000 нашего, безусловно, лучшего и самого талантливого теннисиста за всю отечественную историю – Евгения Александровича Кафельникова. «Лучшего» хотя бы потому, что Кафельников был Первым русским игроком, ставшим победителем турнира «Большого Шлема» (Roland Garros, 1996-й). Первым русским игроком, занявшим 1-ю строчку в Рейтинге ATP (май 1999-го). Первым русским игроком, завоевавшим олимпийское золото (Сидней, сентябрь 2000-го).

НАКАНУНЕ
Мягко скажем, разбираться в непростой ситуации, в которой оказался Евгений Кафельников накануне Олимпийских игр в Сиднее, без участия Шамиля Анвяровича Тарпищева лично я позволить себе даже не осмелюсь. Короче, в беседе с одним из журналистов, наш бессменный капитан поделился вот какими соображениями: «…Вопрос с выступлением Кафельникова в Сиднее пока остается открытым. Евгений заявлен на турнире в Ташкенте, который заканчивается 15 сентября, а 17-го в Сиднее стартует олимпийский турнир. Какую игру он сможет показать в Австралии – нетрудно догадаться. Евгению стоит ехать в Австралию только для того, чтобы бороться за медали. Но за 2 дня он даже акклиматизироваться не сможет. Получается, чтобы успешно выступить в Сиднее, Евгений должен сняться с контрактного турнира в Ташкенте. А чтобы снять его оттуда, надо заплатить 150 тысяч долларов компенсации. Кто будет платить? Кафельников говорит: «Я буду участвовать и там, и там». Но зачем он нам «там» нужен, если будет не в состоянии играть?..»

И еще:
«…Сейчас Евгению нужно решить для себя одну важную проблему, стоит ли участвовать в Олимпийских играх. Он практически ничего не заработает, если будет играть в Сиднее. Это будет стоить ему потери где-то миллиона долларов, кроме того, надо заплатить компенсацию за Ташкент. А наше государство обещало за золотую медаль в Сиднее заплатить 50 тысяч долларов. Вот и считайте…»

И еще:
«…Еще одна проблема заключается в том, что если на момент Олимпийских игр Кафельников будет занимать третью строчку в рейтинге и у него будет возможность подняться на первую позицию, то в Сидней Евгений, конечно же, не поедет...»

Комментировать эти высказывания Шамиля Анвяровича не хочу и не буду. Но даже не сомневаюсь, желающих, в частности на GoTennis.ru, будет предостаточно…

О ГЛАВНОМ
До Австралии Евгений Кафельников добрался на собственном самолете. Это был 14-ти часовой перелет с двумя посадками. Немаловажно, что Евгению после такого перелета удалось хорошенько высыпаться и уже на следующий день приступить к полноценным тренировкам. Короче, решение поселиться на время Игр не в олимпийской деревне, а в гостинице, оказалось оправданным на все сто. В этой связи кажутся наивными рассуждения иных коллег по поводу желания иных нынешних теннисистов и теннисисток проживать отдельно от «дружной олимпийской семьи»…

По разным причинам тогда в Сиднее не появились Пит Сампрас и Андре Агасси. Но и кроме этих выдающихся игроков, достойных претендентов на олимпийское золото было предостаточно. Это и Марат Сафин, посеянный на Олимпиаде под №1. И бразилец Густаво Куэртен. И швед Магнус Норман. И австралийцы Ллейтон Хьюитт и Марк Филиппусис. И испанец Алекс Корретха. И немцы Николас Кифер и Томми Хаас…
В первом круге Евгений Кафельников буквально «размазал» по корту малоизвестного костариканца Хуана Антонио Марина, которому в двух сетах удалось выцарапать у россиянина лишь один гейм…

После этой победы, впрочем, как и после победы во втором круге над достаточно крепким и опасным аргентинцем Хуаном Игнасио Челой (также в двух прямых сетах), все равно мало кто верил, что у Кафельникова есть более или менее реальные шансы стать в итоге олимпиоником.

Зато сам Евгений, кажется, был более, чем уверен, что шансы на медаль у него просто отличные. И при этом ни от кого из журналистов не скрывал: «…Общая атмосфера здесь, в Австралии, как-то способствует моей хорошей игре, я это чувствую…» И немудрено, в 1999-м Кафельников стал чемпионом Australian Open, а в начале 2000-го там же играл в финале.

В третьем круге Евгения Кафельникова поджидал местный кумир и единственная к тому времени олимпийская надежда австралийцев Марк Филиппусис. Но и этому талантливейшему и опаснейшему игроку, несмотря на сумасшедшую поддержку трибун, не удалось вырвать у Кафельникова хотя бы сет…

Как это не удалось и тогдашней 1-й ракетке Мира бразильцу Густаво Кэртену, который противостоял Кафельникову в четвертьфинале и который также покинул олимпийский корт с опущенной головой…

Как это не удалось и французу Арно Ди Паскуале, сенсационно пробившемуся в полуфинал, в котором он выглядел весьма и весьма достойно, но при этом сдержать победные атаки Кафельникова ему было также не по силам и возможностям… В итоге к финальному бою с немецким теннисным гладиатором Томми Хаасом наш замечательный «Калашников» подошел с отличным спортивным результатом – ни одной «подаренной» соперникам партии.

О «золотом» для Кафельникова финале, уверен, можно написать целую книгу… Но я ограничусь лишь парой абзацев, касающихся концовки решающей партии. Напомню, что финал игрался из пяти сетов, так что все самое интересное произошло после того, как Хаасу по ходу матча во второй раз удалось выровнять положение, и счет по партиям стал 2:2.

Короче, не однажды госпожа Удача пыталась улыбнуться Томми Хаасу, но Кафельникову всякий раз удавалось поворачивать эту самую капризную в мире даму к себе лицом и именно он, в конце концов, сокрушил соперника победным ударом и вскинул руки высоко к небу.

Уже в Москве я спросил Кафельникова, о чем он думал в самый решительный момент заключительной партии олимпийского финала, и Евгений признался: «...Я подумал, что если проиграю этот матч, то буду сожалеть об этом всю оставшуюся… Именно эта мысль и помогла мне собрать волю в кулак и стать чемпионом».

А вот, что вспоминает Шамиль Тарпищев о победе Кафельникова в Сиднее: «… Хуан Антонио Самаранч, он тогда был главой МОК, обнял меня, поздравил и сказал: «Шамиль, ты не представляешь, что вы сделали для России! Это золото будет стоить четырех-пяти золотых медалей в других видах».

От себя не премину добавить: а вот лично для меня золотая олимпийская медаль Евгения Александровича Кафельникова – дороже и ценнее всех медалей, завоеванных нашими спортсменами в Сиднее, вместе взятых…

Почему, догадайтесь сами.

Слава Шориков,
Специально для GoTennis.ru
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке