От Марии Буэно до Роджера Федерера

20 июня 2009
Статьи



В преддверии Уимблдона-2009 британская Guardian составила рейтинг наиболее примечательных, с точки зрения издания, разумеется, моментов самого престижного турнира «Большого Шлема». Мы решили ознакомить с ними и читателей GOTENNIS.Ru. Итак.



Финал Уимблдона-1996 Рихард Крайичек - Маливай Вашингтон

Замыкают рейтинг американец Маливай Вашингтон и голландец Рихард Крайичек, а точнее их реакция на форс-мажорное обстоятельство: появление на центральном корте полуобнажённой (с прикрытой грудью, но совершенно открытыми прочими частями тела) девицей. Ничего не подозревающие финалисты одиночного разряда чемпионата-1996 готовились к предваряющей матч фотосессии, как… «Оба парня вряд ли знали, куда смотреть», – заметил комментатор Би-Би-Си. Их улыбки отразили впечатление от увиденного.

На 19-м месте – последний «домашний» финал, когда в 1961 году за звание чемпионки Уимблдона боролись две представительницы Великобритании. Дважды судьба помогла Энджеле Мортимер: сначала по болезни снялась двукратная (1959-60 гг.) чемпионка бразильянка Мария Буэно, а затем в финале во втором сете упала и повредила бедро более популярная, нежели Энджела, Кристин Трумэн. В итоге тот британский финал выиграла Мортимер со счётом 4/6, 6/4, 7/5. Трудно представить, сколько «топовых» теннисисток должны травмироваться или заболеть, чтобы открыть дорогу к «хозяйскому» финалу в нынешнем году, риторически провозглашает автор Guardian.

Как известно, Уимблдон – единственный из турниров «Большого шлема», где в воскресенье первой недели соревнований установлен законный выходной. В 1991 году из–за дождей произошло первое и пока последнее нарушение традиций. В это так называемое «срединное» воскресенье теннисисты вынужденно играли, билеты продавались по сниженным ценам и даже на выставочные корты. Это, полагает автор, стало началом конца уникальности Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крикета, а посему и поставлено им на 18-е место.

Фото: Imago. Тим Хенмэн во время Уимблдона-2001

Мучительным провалом назвала Guardian полуфинал 26-летнего Тима Хенмэна, «тигра Тима», против не сеянного хорвата Горана Иванишевича в чемпионате-2001. Растянувшийся из-за дождя с бурей на три дня матч стал, по мнению автора, «травмирующим зрелищем» для легиона британских болельщиков, разместившихся на так называемом Хенмэн Хилл – там установлен огромный экран. И вместо того, чтобы, ведя со счётом 5/7, 7/6, 6/0, стать первым после Фреда Перри британским чемпионом Уимблдона с 1936 года, «тигр Тим» проиграл два последних сета и «позволил» Иванишевичу занять «его место», то есть победить в финале. Воистину событие, достойное 17-й позиции.

В мерзкий, по выражению автора, июльский полдень, сэр Клифф Ричард поднялся в королевскую ложу, схватил микрофон и вместе с Мартиной Навратиловой, Пэм Шрайвер, Ханой Мандликовой и Вирджинией Уэйд в качестве бэк-вокалисток исполнил 20-минутную подборку собственных хитов, чем привёл в восторг болельщиков, дружно аплодировавших в такт звёздам эстрады и тенниса. Конечно, построенная раздвигающаяся крыша над центральным кортом ныне убережёт от непогоды, но и ничего подобного благодаря этому техническому новшеству болельщикам более не покажут. Значит, и оставаться мини-концерту 1996 года навечно в рейтинге на месте номер 16.

Мария Буэно

Бразильянка Мария Буэно одержала первую Уимблдонскую победу в 19 лет. А всего на её счету три титула. Но славна она не только этим. Никто другой не носил так, как стильная Мария, теннисную одежду от Тедди Тинлинга. «Она была настоящая актриса, – признавался модельер. – Я оставлял её на несколько минут, а, возвращаясь, видел, как она крутилась перед зеркалом, воодушевляясь только от одного вида того, как на ней смотрится платье». Рискну предположить: пример Буэно вдохновил сегодняшних модниц: Марию Шарапову, Винус и Серену Уильямс…

Казалось бы, столь привычное ныне чемпионское «трибунолазание» было всегда. Ан нет. Во всяком случае, на Уимблдоне его начало положил в 1987 году Пэт Кэш. Сокрушив американского чеха Ивана Лендла и оставив того размышлять над поражением,  22-летний «горячий австралийский парень» поверг в шок чопорный Уимблдон, забравшись в «свою» ложу – места, предназначенные его «команде», – где приветствовал близких: семью, подругу и тренера. И таким «странным» в глазах британцев поступком «забронировал» себе 14-е место Уимблдонского рейтинга.

Фото: Imago. Яна Новотна

Выиграв финал Уимблдона-98 у француженки Натали Тозья, чешская теннисистка Яна Новотна, вероятно, вспоминала произошедшее с ней здесь же пятью годами ранее. Тогда, в 1993-м, она вела у Штеффи Граф со счётом 4/1 и 40:15 в решающем сете, однако, полностью утратила уверенность из-за огромного числа «диких» ошибок. Получив приз, как финалистка, Новотна зарыдала на плече герцогини Кентской. Титулованной особе не оставалось ничего другого, кроме как утешать неудачницу и уверять её в том, что наступит день триумфа. За этот долгожданный прорыв Guardian и отдала терпеливой Яне 13-е место.

Студентка, 18-летняя Билли Джин, в будущем Кинг, а пока ещё Моффитт, в 1962 году вторично прибыла на Уимблдон. Но уже во втором круге выбила из борьбы первый номер в мире Маргарет Корт. Учитывая то, что до этого раунд австралийка пропускала, это был первый в истории Уимблдона случай, когда «топовая» теннисистка проиграла свой стартовый поединок. Можно сказать, что та встреча стала поворотной и в судьбе Билли Джин: её ждали шесть Уимблдонских титулов и статус теннисной легенды. А ещё и 12-е место в рейтинге «Гардиан».

Фото: Imago. Борис Беккер и его первый Уимблдон

Не знаю, у кого больше поводов гордиться соседством в списке «самых-самых»: у Билли Джин или Бориса «Бум-Бум», который также достиг впечатляющего успеха весьма юным и со второй попытки. В 1984-м, будучи 16-летним Беккер дебютировал на Уимблдоне, а год спустя стал первым его, изначально не сеянным, чемпионом. Именно в игре на траве, считает автор Guardian, немец был силён от природы, а «летающий» воллей стал существенной деталью спектаклей, устраиваемых Борисом на корте. Повторить успех Беккеру удалось в 1986 и 1989 гг.

 Фото: Imago. Роджер Федерер и Род Лэйвер

На сегодня три теннисиста – Рой Эмерсон, Пит Сампрас и Роджер Федерер делят рекорд по числу титулов турниров «Большого шлема». Но все трое знают, что список их достижений может быть помечен своеобразной сноской: «А сколько бы титулов мог завоевать Род Лэйвер, не будь у него перерыва в выступлениях с 1963 по 1967 годы?». В 1968-м в теннисе настала Открытая эра, когда к «Большому шлему» допустили профессионалов. И в этот же год австралиец вернулся на корты. И завоевал титул Уимблдона. Сравнения Лэйвера и Федерера, утверждает автор Guardian, почётны для обоих. Но все, кто видел игру австралийца-левши, настаивают на его превосходстве. Стоит ли удивляться тому, что английские коллеги именно ему отдали позицию, открывающую первую половину своего рейтинга.

Фото: Imago. Борис Беккер и Штеффи Граф после побед на Уимблдоне-1989

Штеффи Граф в 1988 году выиграла все четыре турнира «Большого шлема» плюс титул олимпийской чемпионки в Сеуле. Можно ли назвать форхенд немки лучшим в истории тенниса, спрашивает автор Guardian. И отвечает: помимо этого завоевать семь Уимблдонских титулов Штеффи помогало множество других навыков, главным образом «гибкий атлетизм, который придавал её кручёному удару небывалую красоту». В 19 лет Граф сумела прервать чемпионскую серию из шести побед на Уимблдоне Мартины Навратиловой.
       
Эмоциональному и талантливому Ричарду «Панчо» Гонсалесу Guardian отдала восьмое место. Он, никогда не выигрывавший Уимблдона, тем не менее, навсегда запомнится «марафонским» матчем первого раунда чемпионата-69, самым длинным на турнире. В продолжавшемся пять часов и 12 минут поединке, растянувшемся на два игровых дня, Гонсалес обыграл обладателя превосходной подачи Чарли Пасарела со счётом 22/24, 1/6, 16/14, 6/3, 11/9. При этом сам «Панчо» спас семь матч-пойнтов. Ну, чем не предшественник кавалера ордена Мужества Андрея Чеснокова?

Фото: Imago. Уимблдон-1999. Пит Сампрас и Андре Агасси

Седьмым Уимблдонским событием, достойным упоминания в рейтинге, автор посчитал «американский» финал, состоявшийся 4 июля 1999 года. В этот день, обыграв Андре Агасси со счётом 6/3, 6/4, 7/5, Пит Сампрас завоевал шестой из своих семи Уимблдонских титулов. Казалось бы, чего уникального в этом матче. Но статистика не отражает высокого качества тенниса, показанного обоими финалистами. «Он играл, как супермен», – скажет позже о Сампрасе восхищённый Агасси. У зрителей на протяжении поединка даже не было возможности перевести дух.

Ещё один решающий матч расположился строчкой выше. В 1977 году Вирджиния Уэйд обыграла мощную, но технически ограниченную, голландскую соперницу Бетти Стоув. Прошло 32 года, однако, Уэйд осталась последней чемпионкой-хозяйкой кортов. Тем временем Стоув дала имя голландской панк-группе: Betty Serviert (Betty Serves). Интересно, а сама она столь же страстная поклонница музыки, как Джим Курье: даже в Москву американец приезжал с гитарой.

В финале 1980 года на Уимблдоне случилось противостояние во многих  «измерениях»: лёд и пламя, точность и несобранность, холерик и флегматик. Словом, на корт вышли швед Бьорн Борг и американец Джон Макинрой. Даже натяжка струн на ракетках обоих была очень разная: у скандинава на треть сильнее. Мячи отскакивали от ракетки Бьорна, но «тормозили» у Джона. В четвёртом сете этого матча был сыгран легендарный и по сию пору рекордный тай-брей. Он продолжался 22 минуты и завершился 18:16 в пользу Макинроя. Казалось, что по ходу его Фортуна меняла расположение к игрокам чаще, чем во всём турнире в целом, считает автор Guardian. Тем не менее, в итоге судьба благоволила Боргу, который в пятый раз подряд стал чемпионом.

Фото: Imago. Винус Уильямс после своей первой победы на Уимблдоне в 2000-м году

Винус Уильямс не стала первой афроамериканкой, первенствовавшей на Уимблдоне. До неё, в 1957 – 58 гг. этого результата добилась Алтея Гибсон. Но именно Винус завоевала Уимблдонскую «корону» за счёт сильной поддержки всей её семьи, считает автор Guardian. Родители – Ричард и Орасин – благодаря вложенным в дочь амбициям и стоицизму воспитали в ней чемпионский характер. Но, что не менее важно, объяснили Винус: жизнь не состоит из одного тенниса. И вне корта у старшей сестры есть смысл бытия. Впрочем, как и у младшей: Серены. Отсюда многочисленные увлечения: и дизайном, и кино, и музыкой… А тогда, в 2000-м, был завоёван первый из пяти титулов. Победа над соотечественницей Линдсэй Дэвенпорт завершилась бурным празднованием: вослед за Кэшем 20-летняя Винус залезла в «свою» ложу, чтобы обнять Серену, которую обыграла в полуфинале. Ох, сколько ещё будет таких, «семейных разборок».

Фото: Imago. Прошлогодний финал Уимблдона. Роджер Федерер и Рафаэль Надаль

«Призовую тройку» открывает драматический финал-2008 в мужском одиночном разряде, завершившийся на исходе не то что дня, но вечера. Мало того, что, простите за поэтику, на корт пала ночь, так ещё и сам он был скользкий. Проиграв два первых сета, Роджер Федерер, старавшийся побить рекордную серию Борга из пяти Уимблдонских титулов подряд, сравнял счёт по партиям, и только сгущавшаяся тьма помогла Рафаэлю Надалю. В 21.20, после четырёх часов и 48 минут великолепного тенниса испанец взял решающий сет – 9/7. «Роджер – по-прежнему номер один, он – лучший, игрок, имеющий пять титулов здесь, а я пока – один», – сказал Рафа. Этот рыцарский жест стал достойным окончанием тяжелейшего матча.

Мартина Навратилова

«Серебро» отдано Guardian Мартине Навратиловой. Выросшая на грунтовых кортах 16-летняя чешская теннисистка (тогда ещё не принявшая американского гражданства) в 1973 году приехала открывать для себя травяные площадки. И поняла, что именно они – идеальное покрытие для её силовой игры. Мартина 12 раз достигала финала в одиночном разряде, из них девять подряд: с 1982 по 1990 годы! А ещё на счету Навратиловой 11 титулов в парном разряде и миксте, последний из которых завоёван с Леандером Паесом в 2006-м. Благодаря этому Мартина стала самой «великовозрастной» чемпионкой турниров «Большого шлема»: в 46 лет и восемь месяцев! Только и остаётся вослед за коллегами воскликнуть: браво, Навратилова!

На первое место Guardian поставила мужской финал 1975 года. Он имел множество подтекстов. За год до этого 21-летний Джимми Коннорс «снёс» с корта в решающем матче австралийца Кена Розуэла, который был на 18 лет старше американца. Чем поверг в уныние романтиков и эстетов. Не так много шансов предполагалось и у американца Артура Эша, когда в 1975-м он «попал» в финале всё на того же, казавшегося неуязвимым, Коннорса. Однако у самого 30-летнего теннисиста были другие мысли на этот счёт. Ошеломлённый чемпион-74 не смог найти достойного ответа на игру, предложенную Эшем, который и выиграл – 6/1, 6/1, 5/7, 6/4. В результате изящество и созидательность Артура превзошли грубые провокации Джимми. Всё-таки прав Анатолий Карпов: теннис – это шахматы в движении.

Игроки в сюжете: Федерер Роджер
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке